+ 99 871 245-80-45, +99 871 245-57-58
 
 

Национальный центр
подготовки специалистов
новых рынков

Мировой финансово-экономический кризис и инвестиционная политика Узбекистана.

Каюмов Р.И. Ташкентский государственный
экономический университет, к.э.н.
Бутиков И.Л.
- Центр исследований
Госкомимущества РУз, к.э.н.

Мировой финансово-экономический кризис и инвестиционная политика Узбекистана
(опубликовано в журнале «Экономический вестник Узбекистана»  -Ташкент, - № 2, 2009 г).

            «...мы должны думать о посткризисном периоде нашего развития, выработке глубоко продуманной долгосрочной Программы целевых проектов по модернизации и техническому обновлению базовых отраслей нашей экономики, внедрению современных инновационных технологий, призванных дать мощный толчок по выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.
              Вот та задача, откладывать которую мы не имеем права, если хотим жить не только сегодняшним, но и завтрашним днем, если думаем о нашем будущем».

Каримов И.А. «Мировой финансово-экономический кризис,пути и меры  по его преодолению в условиях Узбекистана».
Т: Узбекистан, 2009. -С. 31-32.

  Разразившийся мировой финансово-экономический кризис стал объектом пристального изучения со стороны ученых и экспертов, которые пытаются ответить на два основных вопроса: почему наступил кризис и как из него выйти. Ответы на оба эти вопроса представляют не только теоретический интерес, но и  большую практическую значимость. Поэтому исследования именно в таком аспекте являются наиболее актуальными и полезными.
  С самого начала, следует отметить, что все факторы, обусловившие возникновение кризиса, можно разделить на объективные и субъективные. Объективность заключается в том, что поведение экономики циклично. Цикл - как естественное развитие экономики содержит следующие фазы: рецессия, восстановление, развитие, спад.
  Существует множество теорий экономических циклов, однако в них нет единства мнений о причинах их порождающих. В качестве основных отмечаются:

  • импульсные воздействия на экономику, экономические шоки (технологии, новые ресурсы, цены на сырье импорт/экспорт, политика);
  • незапланированные увеличения запасов сырья, инвестиции в производство;
  • трудовые отношения, борьба профсоюзов за гарантии занятости и оплаты труда.

Еще В.С. Джевонс (1866) обратил внимание на реальные факторы, вызывающие колебания деловой активности и объемов производства, основными из которых он считал колебания урожаев, вызванные, в свою очередь, погодными факторами, связанными с периодической повышенной солнечной активностью.
  Труды  М. Туган-Барановского знаменуют поворотный пункт в теории, объясняющей экономические циклы реальными, производственными причинами, а именно, цикличностью обновления основного капитала. Действие  механизма экономического цикла Туган-Барановский  сравнивает с работой паровой машины. Накопление ссудного капитала играет роль пара в цилиндре; когда давление пара на поршень достигает определенной силы, поршень приходит в движение и выталкивается к концу цилиндра, для пара открывается свободный выход, и поршень возвращается на прежнее место. Точно так же в промышленности действует накопленный  ссудный капитал, когда он достигает определенного подъема. Ссудный капитал приходит в движение, то есть расходуется на элементы основного капитала. Когда ссудный капитал истощается, промышленность приходит опять в прежнее состояние. Таким образом, кризисы повторяются циклически.
  Современная точка зрения заключается в том, что  кредит не рассматривается как основная  причина цикличности развития экономики и кризисов, их  истоки - в волнообразном движении основного капитала, связанном с его периодическим обновлением. Однако кредит может углубить кризисные явления или, наоборот, помочь экономике выйти из кризиса и последующей депрессии. Если обновление основного капитала составляет основу больших кризисов, то движение оборотного капитала, и особенно, производственных запасов, связанное с изменениями рыночной конъюнктуры и подогреваемое или сдерживаемое кредитом, составляют основу  малых циклов; причем, на протяжении одного большого цикла может быть несколько малых циклов.
  Начиная с конца 20-х годов прошлого века кризисы с редкой для социально-экономических явлений регулярностью, примерно через 7-11 лет, следуют один за другими  и потрясают мировое хозяйство.
  В 50-60-х годах 19 века в трудах Родбертуса, Жюгляра устанавливались два положения, важных для понимания природы кризисов: во-первых, что они периодичны, во-вторых, что они органически присущи капиталистическому строю. Однако, чем дальше шло изучение повторяющихся капиталистических кризисов, тем более становилось очевидным, что кризис представляет собой лишь одну фазу целого цикла, что целый цикл, как правило, слагается из трех основных фаз: подъем - кризис - депрессия и что понять кризисы можно лишь в результате изучения всех фаз цикла.
  Таким образом, отправляясь от проблемы кризисов, экономическая мысль шаг за шагом пришла к теории циклов конъюнктуры. Проблема кризисов и их значение от этого, конечно, не потеряла своей актуальности. Но она рассматривается в связи с проблемой хода и циклов конъюнктуры в целом. Циклы, о которых при этом идет речь, это 7-11-летние капиталистические циклы. Их морфология, последовательность и симптомы развития изучены довольно полно. Основная причина износ и необходимость обновления активной части основных фондов. Получили значительное развитие и методы их изучения. Однако, эти 7-11-летние циклы, по-видимому, не являются единственным типом циклов конъюнктуры. В действительности динамика капиталистического хозяйства сложнее. Наряду с этими циклами, которые условно по их продолжительности назовем средними, отмечается вероятность существования малых циклов со средней продолжительностью - около 3-5 лет, которые объясняются периодом истощения производственных запасов.
  Н.Д. Кондратьев доказал, что существуют также большие циклы динамики капиталистического хозяйства - со средней продолжительностью 40-60 лет.
  Проведенные им исследования, которые были в дальнейшем подтверждены его последователями, показали, что циклический характер имеют основные экономические факторы, в частности: средний уровень товарных цен, процент на капитал, заработная плата, обороты внешней торговли, добыча и потребление угля, производство чугуна и свинца. Современные ученые объясняют наличие длинных волн или больших циклов в экономике развитием науки и техники: спад экономики обусловливает необходимость перехода на принципиально новый уровень научно-технического прогресса.
  Поэтому кризис, помимо своих негативных последствий, имеет большое значение для перехода мировой экономики на новый технологический уровень,
  Тот факт, что данный кризис, как его определил Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в своей новой книге, является глубоким, обусловлен тем, что короткие волны составляют средние волны, которые в свою очередь являются составной частью длинных волн. Именно наслоение волн, совпадение минимальных фаз каждого типа волн в один момент времени, вызвали такое сильное падение экономики.
  Но на кризис оказали влияние  еще и субъективные факторы, т.е. поведение самих субъектов хозяйствования, которые своими действиями могут как ускорять и замедлять наступление кризисных явлений, так и оказывать воздействие на их глубину. В первую очередь, это зависит от политики правительств развитых государств.
  Если исходить из того, что любой правительственный чиновник в этих странах (от президента и премьер-министра до клерка) назначается на свою должность и мечтает либо о повышении, либо, как минимум, остаться на своем месте, единственной возможнос­тью избежать отставки является удовлетворение интересов, в первую очередь, влия­тельного меньшинства при возможном наилучшем соблюдении интересов всего на­селения страны. Это проявляется особенно сильно в периоды перед президентскими выборами.
   Но ситуация осложняется разницей в интересах основных групп. Экспортерам выгодно падение национальной валюты, а импортерам - ее повышение. Финансо­вым институтам (банки, фонды и т.п.) выгодна высокая инфляция, а потребите­лям заемных денег (промышленные и торговые предприятия) - выгодна политика дешевых денег. Владельцам недвижимости выгоден рост цен на землю, а не име­ющим таковой - это невыгодно. Перечислять подобные группы можно очень долго. Во взаимном противопоставлении интересов различных групп рождается не­кое оптимальное равновесие, за соблюдением которого и призваны следить государственные мужи. Чем лучше эти люди будут удовлетворять интересы наиболее многочисленных и сильных групп, тем дольше они будут оставаться у власти. Но здесь проявляется и обратная связь - чем дольше остаются у власти проводники каких-то определенных интересов, тем больше выгоды получают группы, представ­ляющие эти интересы и тем сильнее будут данные группы. Как только мы понима­ем неизбежность происходящей обратной связи, мы можем достаточно уверенно сказать, что такая политика обязательно приведет к перекосам в экономической системе государства в сторону некоторых групп. А любой перекос приводит к тому, что процесс развивается циклично, переживая подъем и спад. После прихода к власти проводника определенных интересов, одна из групп начинает получать не­которые преимущества перед другими. От этого группа усиливается и начинает воздействовать на власть с еще большей силой. Государственные чиновники, видя, как одна из групп набирает силу - всячески стараются также получить из этого процесса выгоду, как материальную (деньги), так и нематериальную (остаться у власти). Ситуация доходит до определенной точки, когда интересы одной группы начинают затрагивать все больше и больше интересы других групп, причем не с лучшей стороны.
  Зная, какая группа в данной стране сейчас у власти и какие у нее интересы, можно определить и приоритеты в определении основных вопросов экономичес­кой и социальной политики. Точно также можно исходя из социально-экономической политики правительств развитых стран определить какая социальная группа привела их к власти.
  Общий интерес группы является средним коллективным интересом участников этой группы. Главные интересы среднестатистического участника любой группы - стабильность и доходность. Отсюда мы получаем средний общий интерес группы - получение высокого дохода при соблюдении максимальной надежности. Это понятие среднего интереса присуще всем группам и лежит в основе постановки цели суще­ствования группы. Но при одинаково поставленной цели для любой группы различ­ны средства ее достижения. Этим и отличаются различные группы. Между некото­рыми существует коренное, стратегическое различие, между другими различие несущественно и состоит только в решениях тактических вопросов.
  Определив основными приоритетами существования любой заинтересованной группы получение дохода при соблюдении высокой надежности, мы можем пе­рейти к рассмотрению вопросов экономической политики развитых стран. Начнем с политики предыдущего правительства США во главе с Дж. Бушем (младшим). Придя к власти в 2001 году оно умудрилось уже к 2004 году обеспечить рост цен на бензин в самих США в три с лишним раза. Для этого использовались приемы нагнетания обстановки в нефтедобывающих зонах (война в Афганистане, затем в Ираке, испорченные отношения с Венесуэлой, непринятие своевременных мер по предотвращению последствий урагана Катрин) и взвинчивание цен на нефть на мировых рынках.
  Заслуживает особого внимания и политика США в сфере международных финансово-валютных отношений. Будучи страной импортирующей товары и экспортирующей капитал, правительство не было заинтересованно в укреплении курса своей валюты, рассчитываясь с поставщиками обесцениваемыми долларами. Расходы по поддержанию падающего курса доллара несли страны экспортеры, в основном, Япония и Европейское сообщество. И хотя эти страны осуществляли валютную интервенцию по поддержанию курса доллара с 1976 года, именно на период правления администрации Дж. Буша приходится пик активности таких действий, когда в течении только одного мая месяца 2005 правительство Японии было вынуждено провести интервенцию сначала через Евро на валютном рынке, а затем на фондовом рынке выкупить ценные бумаги банкротившихся своих компаний.
  При этом финансовые институты США и, в первую очередь, коммерческие банки искусственно создавали новые платежные средства, не имеющие реального товарного обеспечения, когда под одни ценные бумаги выпускались другие.
  Из вышеизложенного не трудно понять интересы каких социальных групп защищало правительство США. Но возникает законный вопрос: почему мировое сообщество и, в особенности другие развитые страны не остановили правительство США от подобных действий? Ответ очевиден: во-первых США - это экономическая держава, имеющая мощную армию; во-вторых, большая часть экспорта продукции Японских и Китайских компаний и существенная часть экспорта продукции европейских компаний направляется в США; в-третьих, США импортировали свой капитал в эти страны и таким образом они оказывают на них свое давление.
  Ответ на вопрос о том, как этот кризис отразится на социально-экономическом развитии Узбекистана, подробно дан в новой книге нашего президента. Там же показаны пути и меры по его преодолению: «Поддержка банковской системы, модернизация, техническое обновление и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных технологий - надежный путь преодоления кризиса и выхода Узбекистана на новые рубежи на мировом рынке»[1]. Это не просто название второй части данной книги. Это конкретная и всесторонне обоснованная программа действий по экономическим преобразованиям, направленных на внедрение в хозяйственный механизм рыночных отношений и вхождение республики в международное сообщество на конкурентоспособной основе. Реализация поставленной задачи предполагает коренную перестройку всех отраслей народного хозяйства, что, в свою очередь требует существенных инвестиционных вложений.
  Основной проблемой при решении данной задачи является определение приоритетных направлений вложения средств и использование эффективных источников финансирования предполагаемых затрат. А это представляет собой не что иное, как инвестиционную политику, от эффективности которой зависит успех всех социально-экономических преобразований в республике. Поэтому разработка такой инвестиционной политики является объективной необходимостью, весьма актуальной в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
  Основные параметры инвестиционной политики четко представлены в отмеченной выше новой книге нашего Президента и определены как составная часть комплексной Антикризисной программы, а именно: «В первую очередь, это дальнейшее ускоренное проведение модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий, широкое внедрение современных гибких технологий. Это прежде всего касается базовых отраслей экономики, экспортоориентированных и локализуемых производств»[2]. Под модернизацией (от слова модерн, современный) следует понимать внедрение новой техники и технологии. При этом под новой понимается не та техника и технологии, внедренная на новых производствах, она считается уже старой, т.к. от момента их разработки до внедрения прошел достаточный промежуток времени для их морального устаревания. Современная техника и технологии считаются таковыми если они находятся в стадии разработки или только из нее вышли.
  Упор на техническое и технологическое перевооружение предприятий делается с одной основной целью - снизить затраты и повысить эффективность инвестиций. Затраты на строительство новых или расширение действующих предприятий на 50 % состоят из строительно-монтажных работ, т.е. расходов по строительству зданий и сооружений - пассивной части основных фондов, непосредственно не участвующих в процессе создания продукции, а только создающие для этого условия. Поэтому значительно выгоднее вкладывать средства в реконструкцию и техническое обновление оборудования, машин и механизмов на действующих предприятиях. Новое строительство уместно для формирования новых отраслей и, в первую очередь, базовых, играющих роль локомотивов отраслей, особенно если в республике нет их аналогов.
  Следует обратить внимание на тот факт, что глава страны подчеркивает, что необходимо ускоренное осуществление этих мероприятий. Это не просто прилагательное, использованное для красоты оборота речи. В условиях экономического кризиса товары падают в цене, и это падение может быть в диапазоне от снижения прибыли до возникновения убытков. Единственный выход - это выпуск более дешевой продукции, а это возможно только при внедрении новых, передовых технологий. Чем раньше они будут внедрены, тем скорее будут остановлены потери. Кроме того, та страна, предприятия которой сделают это первыми, имеет больше шансов захватить рынки сбыта. Опоздавшим производителям придется продавать свою продукцию дешевле, чтобы создать конкуренцию, а это новые потери.
  Необходимо отметить, что инвестиционная политика понимается в широком и узком смысле. В широком смысле инвестиционная политика представляет собой комплекс последовательно осуществляемых мероприятий, которые включают в себя: формирование инвестиционной концепции на основе какой-либо идеи или системы идей, разработку стратегии реализации концепции, инвестиционную политику (в узком смысле), а также инвестиционную программу.
  Инвестиционная концепция определяет ключевую идею и основные направления (отрасли, сектора, сферы) преобразования экономики и должна разрабатываться на срок 20-25 лет. Концепция определяет приоритетность распределения инвестиционных ресурсов и определяет будущую структуру экономики страны, как в отраслевом разрезе, так и в территориальном. Причем идея должна заключаться в перенаправлении деятельности всех сфер экономики на развитие ключевых отраслей, которые, после своего становления, будут способствовать расширению остальных отраслей.
  Инвестиционная стратегия - это система долгосрочных целей инвестиционной деятельности государства, определяемых главными задачами и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее оптимальных путей их достижения.   Инвестиционная стратегия является инструментом перспективного управления инвестиционной деятельностью государства и представляет собой генеральный план, определяющий приоритеты направления инвестиционной деятельности на длительных промежутках времени, формирование инвестиционных ресурсов, последовательность этапов реализации долгосрочных целей государства, критерии оценки инвестиционной деятельности.
  Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей частью реализации инвестиционной концепции и включает в себя постановку целей инвестиционной стратегии, формирование достаточных инвестиционных ресурсов и их распределение, выработку инвестиционной политики по наиболее важным аспектам инвестиционной деятельности.  Необходимость разработки инвестиционной стратегии государства определяется изменениями условий внешней среды, так как эффективно управлять инвестициями возможно только при наличии гибкой стратегии, адаптированной к возможности изменениям факторов внешней среды.
  Период формирования инвестиционной стратегии зависит: от возможностей прогнозирования состояния экономики (в среднем 10-15 лет); от отрасли - в сфере розничной торговли, услуг, производства потребительских товаров формирование стратегии короче (в среднем 3-5 лет), в добывающих отраслях (5-10лет). Все эти вышесказанные основы и принципы являются общетеоретическими предпосылками инвестиционной концепции и стратегии любого государства, а сама же стратегия зависит от индивидуального государства, а именно его ресурсного потенциала, демографических факторов, географического расположения и.т.д.
  Инвестиционная стратегия, обычно, претворяется в жизнь в несколько этапов, которые реализуются через инвестиционную политику ( в узком смысле). Другими словами, инвестиционная политика - это тактика воплощения стратегической политики. Она разрабатывается на период 3-5 лет в масштабах страны и от 1 до 3 лет в отраслях экономики. В отличие от стратегии, инвестиционная политика разрабатывается на основе детальных прогнозов и расчетов.   Разработанная инвестиционная политика особенно государства, прежде своего воплощения, требует тщательной оценки, а именно обоснованности, которая проводиться по следующим критериям: согласованность по целям, направлениям и этапам всей стратегии; внутреняя сбалансированность; согласованность с внешней средой; реализуемость политики с учетом имеющегося ресурсного потенциала (рассматривается возможность формировать и генерировать финансовые ресурсы за счет собственных источников, а также привлечение требуемых финансовых, технологических, сырьевых, энергетических ресурсов); приемлемость уровня риска связанного с реализацией политики; результативность инвестиционной политики, базирующаяся на определении экономической эффективности ее реализации.
  За основу инвестиционной концепции нашей страны следует взять идею Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова по диверсификации экономики. При этом диверсификация должна касаться как экономики в целом, так и каждой отрасли, каждого предприятия и каждого региона в частности. Другими словами, ставится задача по снижению зависимости страны от импорта, наиболее полного насыщения рынка за счет внутренних производителей, создание широкого ассортимента продукции для экспорта. Следует подчеркнуть, что диверсификация касается базовых отраслей и отраслей производящих средства производства. Развитие последних, согласно новой книги Президента нашей страны, легло в основу инвестиционной стратегии на данном этапе экономических реформ. Кроме того, предусмотрено дальнейшее кардинальное развитие химической, нефтяной промышленности и энергетики, а это основные отрасли, обеспечивающие ускорение научно-технического прогресса, от состояния которых зависит все экономическое развитие любой, даже развитой страны.
  Таким образом, в республике создается мощная база для будущего экономического развития на основе рыночных отношений, а финансово-экономический кризис является одним из катализаторов этого процесса. 


[1]  Каримов И.А. Мировой финансово- экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Т.: Узбекистан, - С. 3.

[2] Там же - С.28.


Как подать заявку


Новости компании

24.03.20
Комитетом по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан совместно с Центром исследований проблем приватизации, развития конкуренции и корпоративного управления Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан 13 марта 2020 года в городе Ташкенте организован и проведён круглый стол на тему: «Саморегулируемые организации в Узбекистане: законодательные основы и перспективы создания».
24.03.20
19 февраля 2020 года Ташкентским государственным юридическим университетом совместно с Ташкентским государственным экономическим университетом организован и проведён круглый стол на тему «Приватизация земельных участков несельскохозяйственного назначения: зарубежный опыт и вопросы его применения в Узбекистане».
24.03.20
17 января 2020 года в Ташкентском государственном техническом университете прошла презентация книги заместителя директора Центра исследований З.А.Ашурова под названием «Корпоратив бошқарувнинг ташкилий-иқтисодий механизми». В презентации приняли участие студенты и магистранты, обучающиеся по специальности «Корпоративное управление», а также преподаватели кафедры «Корпоративное управление» технического вуза.
23.08.19

   С 19 по 23 августа 2019 г. Национальный центр подготовки специалистов новых рынков по просьбе Национальной ассоциацией участников финансовых рынков провел курс повышения квалификации «Оценка ювелирных изделий (драгоценных камней и металлов) в целях залога и кредитования в микрофинансовых организациях» (см. в Фотогалерее раздел «Повышение квалификации сотрудников микрофинансовых организаций»).

07.08.19

         Исполнительным комитетом Либерально-демократической партии движения предпринимателей и деловых людей Узбекистана совместно с Центром поддержки предпринимателей и фермеров Узбекистана 5 августа текущего года в городе Ташкенте организован и проведён круглый стол на тему: «Рынок недвижимости и перспективы его развития».


Полезная информация

 
 
© 2009-2020 ООО Yangi Bozorlar Bo'yicha Mutahassislar Tayyorlash Markazi
Заказать сайт: разработка сайтов в Узбекистане
Rambler's Top100  
 
На главную Напишите нам Карта сайта