+ 99 871 245-80-45, +99 871 245-57-58
 
 

Национальный центр
подготовки специалистов
новых рынков

Процессы модернизации экономики узбекистана и коммерческие банки в условиях кризиса мировой финансовой системы

Бутиков И.Л. - директор Центра исследований

проблем приватизации, развития корпоративного управления и рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан, д.э.н.,

Котов В.А. - декан ФПК Банковско-финансовой

академии Республики Узбекистан, к.э.н.

 

ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА И КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

(опубликовано в официальном издании Банка России - научно-практическом журнале «Деньги и кредит». 2010 г. № 10,  г. Москва)

Мировой финансовый кризис не затронул Узбекистан в той степени, в какой он затронул Россию, Украину, Казахстан, не говоря уже о США и странах Западной Европы. В определенной степени, это связано с низкой степенью интеграции узбекистанского фондового рынка в зарубежные рынки капитала. Но главными причинами тому являются положительная динамика макроэкономических показателей, ориентация на собственные ресурсы, принятие руководством страны мер упреждающего характера. В докризисный период в Узбекистане были обеспечены макроэкономическая стабильность и сбалансированность внутреннего и внешнего секторов экономики, в частности, умеренно жесткая денежно кредитная политика, обеспечивающая инфляцию, не превышающую 7-8 процентов, сбалансированный государственный бюджет, исполняющийся с 2005 г. с профицитом, сбалансированная внешняя торговля, устойчивое положительное сальдо и рост за последние пять лет золотовалютных резервов более чем в шесть раз.

  

Рисунок 1 - Сальдо внешнеторгового оборота (млн. долл.)

На протяжении последних лет в стране проводилась консервативная политика внутренних и внешних заимствований. Совокупный государственный внешний долг на 1 января 2010 г. составлял 9,5 % от ВВП и не превышал 26 % от объема экспорта, а внутренний долг - 0,6 % к ВВП.

Проводимые структурные реформы создали условия для обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста (в среднем 7-8 % в год) преимущественно за счет внутренних факторов.


Рисунок 2  - Темп роста ВВП (в % к предыдущему году)

Структурные преобразования экономики привели к росту доли промышленности с 14 % в 1992 г. до 24% в 2009г. Были обеспечены высокие темпы роста инвестиций (в среднем 25% в год) преимущественно за счет внутренних источников. Стимулировалось активное развитие малого бизнеса, доля которого в ВВП увеличилась до 50%. Рост денежных доходов составил 22-24 % в год, что поддерживало внутренний спрос на товары и услуги.

Осуществление активной инвестиционной политики, технической модернизации отраслей промышленности и производственной инфраструктуры, позволили обеспечить создание новых для Узбекистана высокотехнологичных отраслей, таких как автомобилестроение, газохимия, электротехника, нефтегазовое машиностроение, железнодорожное машиностроение,  промышленность строительных материалов, фармацевтика, мебельная промышленность и др.

В общем объеме капитальных вложений наибольший удельный вес приходился на средства предприятий республики.

Рисунок 3 - Динамика объема капитальных вложений (в млн.долл.)

За последние двенадцать лет совокупная налоговая нагрузка на юридических и физических лиц снизилась почти в три раза, при этом государством были предоставлены дополнительные льготы, предприятиям-экспортерам, субъектам малого бизнеса и предприятиям, осуществляющим инвестиции и осваивающим новые виды продукции.

Таблица 1 - Изменение ставок по отдельным видам налогов

Виды налогов

1998

2010

Снижение

Налог на доходы юридических лиц

35 %

9 %

4 раза

Налог на доходы физических лиц

25 % - 45 %

11 % - 22 %

2 раза

Единый социальный платеж

40 %

25 %

1,8 раза

Налог на дивиденды

15 %

10 %

1,5 раза

Были успешно реализованы крупные инвестиционные проекты, такие, как создание новых автомобильных заводов по производству легковых автомобилей свместно с компанией «GM»(США) в г. Акака, автобусов с компанией «Исузу» (Япония), грузовых автомобилей «МАН» (Германия) в г.Самарканде, строительство Бухарского нефтеперерабатывающего завода в сотрудничестве с компанией «Текнип» (Франция), Шуртанского газохимичесого комплекса в сотрудничестве с компанией «АББ», Кунградского содового завода в сотрудничестве с компанией «СИТИК» (Китай), новой железной дороги Ташгузар-Бойсун-Кумкурган в сотрудничестве с «JBIC» (Япония), десятков текстильных комплексов в сотрудничестве с компаниями «Спентекс» (Индия), «ДЭУ Интернешнл» (Корея), «Миматаш» (Турция) и др.

Рисунок  4 - Темпы роста инвестиций в Республике Узбекистан за 2005-2009 гг. (в % к предыдущему году)

В 2009 году осуществлялась реализация 690 инвестиционных проектов на сумму 5,2 млрд. долл. Из них 303 проекта на сумму 1,9 млрд. долл. успешно завершены. Введены в эксплуатацию 22 крупных производственных объекта. В отраслях производства строительных материалов, легкой и пищевой промышленности создано более 480 новых малых предприятий.

Объемы инвестиции в экономику Узбекистана составили 8,2 млрд. долл., что на 24,8 % больше, чем в 2008 году. Основную их долю составили прямые инвестиции, которые возросли в 1,8 раза.

Однако Узбекистан, как страна с динамично развивающейся экономикой, не был изолирован от  других государств, в том числе тех, где кризис к 2009 году уже «набрал обороты», осуществлял с ними связи  в различных сегментах рыночных отношений (товарный рынок, валютный рынок, рынок рабочей силы и т.д.). Это вызвало определенные  проблемы с поставками узбекистанским производителям комплектующих из-за рубежа, закупками по экспорту товаров, осуществлением, в связи с образовавшимся за рубежом денежного голода, запланированных объемов иностранных инвестиций, негативные миграционные процессы и т.п.

Следует особо отметить, что в период кризиса произошло резкое и значительное снижение цен на товары, традиционно являющимися предметами узбекистанского экспорта.

Таблица 2 - Изменение на мировых рынках цен по основным экспортным товарам в течение 2008 - начала 2009 годов

долл. США / тонн

Наименование товара

Максимальная цена

Минимальная цена

Изменение цены

Медь

9069

2770

- 69 %

Золото (за тройскую унцию)

1011,3

713,5

- 29 %

Уран

162655

75104

- 54 %

Черные металлы

1090

480

- 56 %

Хлопок-волокно

1984

1102

- 44 %

Пряжа хлопковая

2230

1603

- 28 %

Аммиачная селитра

513

139

- 73 %

Карбамид

820

212

- 74 %

Молибден

79125

18810

- 76 %

В этих условиях руководством противостояния негативному влиянию мирового экономического кризиса на экономику республики стала книга Президента Узбекистана Ислама Каримова «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана», в которой, по мнению, видных представителей общественно-политических, научных и экспертно-аналитических кругов Республики Узбекистан и зарубежных стран, была изложена конкретная концепция преодоления кризиса в стране.

Концепция предусматривает модернизацию системы производства, поддержку предприятий-экспортеров, содействие малым и средним предприятиям посредством выделения кредитов и предоставления льгот, повышение конкурентоспособности предприятий за счет введения жесткого режима экономии,  реализацию мер по модернизации электроэнергетики, поддержку национальных производителей путем стимулирования спроса на внутреннем рынке и т.д. При этом, в ней особый упор делается на применение инноваций и современных технологий в производственных процессах. Программа включает в себя строительство новой инфраструктуры на селе и совершенствование сельскохозяйственного производства, что должно позитивно отразиться  на формировании ВВП и обеспечении занятости основной части населения.

Президент страны И.Каримов особо подчеркивал: «...нам предстоит обеспечить дальнейшее устойчивое развитие экономики, продолжить работу по ее диверсификации, модернизации и техническому перевооружению производства». Наглядным подтверждением стремления государства и всего делового сообщества Узбекистана сконцентрировать свои усилия на решении этой стратегически важной задачи стала Программа мер по реализации важнейших проектов по техническому и технологическому  перевооружению производства на 2009-2014 годы.

Приоритетными ее направлениями являются финансирование строительства крупных промышленных предприятий для производства сырьевых компонентов; стимулирование развития локализующих производств по выпуску отечественных комплектующих; развитие логистических центров; поддержка развития инновационных технологий и обеспечение взаимосвязи между наукой и производством.

В орбиту национальных проектов модернизации  попали такие гиганты  реального сектора национальной экономики Узбекистана, как АПО «Узметкомбинат»  (9 проектов на 49 млн. дол.) Навоийский ГМК (26 проектов на 892,1 млн. долл.) Алмалыкский ГМК (13 проектов на 405,3 млн. долл.), ГАК «Узбекистон темир йуллари» (18 проектов на 1734,2 млн. долл.)

Многие зарубежные эксперты отмечают беспрецедентный характер мер, предпринятых в Узбекистане по институциональному укреплению механизма финансирования процессов модернизации предприятий реального сектора экономики. В частности, к ним относят уменьшение в течение 5 лет налогооблагаемой базы по единому налоговому платежу на стоимость нового оборудования; предоставление права уменьшать налогооблагаемую базу в течении 3-х лет по налогу на прибыль; освобождение инновационных предприятий сроком на 5 лет от налога на имущество; распространение на комплектующие изделия и запасные части льгот по таможенным платежам, предусмотренных при ввозе технологического оборудования, а также ограничение повышения цен на все виды энергоносителей и основные виды коммунальных услуг. Эффективным направлением расширения ресурсной базы для финансирования программ технического и технологического обновления производства следует считать меры по созданию на предприятиях реального сектора фондов модернизации и новых технологий за счет части амортизационных отчислений, чистой прибыли и целевых поступлений от заказчиков.

Отмечая важность и своевременность предпринятых государством мер по кардинальной модернизации реального сектора экономики, следует признать, что решить указанные проблемы только собственными силами субъектам хозяйствования навряд ли удастся, так как многие из них не обладают необходимыми средствами, квалифицированными специалистами  и опытом  реструктуризации  различных сторон своей деятельности. Наиболее подготовленными профессиональными участниками финансового рынка, способными оказать в этот сложный период  весомую помощь предприятиям реального сектора республики выступают коммерческие банки,  имеющие все возможности для «обеспечения осуществляемых в стране структурных преобразований в экономике, дальнейшего формирования благоприятного инвестиционного климата, модернизации, технического перевооружения производства»

Главными предпосылками повышения роли банков в расширении масштабов модернизации предприятий реального сектора экономики  Узбекистана выступает двукратное увеличение за последние два года их совокупного капитала. Только в 2009 году на пополнение уставных капиталов ведущих банков страны было дополнительно выделено свыше 500 млрд. сумов государственных средств. Уровень достаточности капитала узбекистанских  банков превышает 23 процента, что почти в 3 раза выше международных стандартов, установленных Базельским комитетом. Общая ликвидность банковской системы в 10 раз превышает текущие обязательства банков по внешним платежам.

Подтверждением возросшего уровня надежности банковского сектора Узбекистана служит тот факт, что 14 коммерческих банков республики, чьи активы в совокупности составляют более 90 процентов банковской системы, получили высокую рейтинговую оценку «стабильный» от таких ведущих международных рейтинговых компаний, как «Фитч Рейтингс», «Мудис» и «Стандарт энд Пурс». В 2009 году не было снижения кредитной активности банков. Объем кредитов, предоставленных банками экономике вырос в 1,4 раза, в том числе кредитование малого бизнеса - в 1,7 раза. Отсутствовал отток средств из банковской системы, объем депозитов населения за год увеличился в 1,7 раза.

 

На сегодня совокупные активы банков Узбекистана более чем в 2 раза превышают объемы средств, находящихся на счетах населения и юридических лиц, обеспечивая их полную защиту и гарантируя своевременность платежей. Общая текущая ликвидность банковской системы в 10 раз больше текущих обязательств банков по внешним платежам. Общий объем кредитных ресурсов, направляемых  коммерческими банками в реальный сектор экономики, вырос в 2009 году по сравнению с 2000 годом в 14 раз. При этом доля кредитов банков на инвестиционные цели составила в общем кредитном портфеле около 70 процентов.

Функционирование здоровой банковской системы, поддерживающей рост инвестиций и непрерывной модернизации отраслей реального сектора, обеспечивающей доступ широких масс населения к кредитным ресурсам и финансовые механизмы для увеличения занятости, не допускающей использование финансовых ресурсов для создания различных видов «пузырей» является одним из важнейших приоритетов посткризисного развития Узбекистана.

В этой связи среди поставленных перед банками на 2010 год задач:

увеличение совокупного капитала банков, его рост в 2010 году не менее чем на 20 процентов, с доведением его доли в ближайшие годы не менее чем 10 процентов к ВВП;

рост долгосрочных депозитов банков не менее чем на 30 процентов;

увеличение долгосрочных кредитных вложений в экономику страны преимущественно за счет внутренних источников;

выделение кредитов и микрокредитов коммерческих банков для развития малого бизнеса на сумму эквивалентную свыше 1,8 млрд. долл.;

Основными направлениями участия банковского сектора в расширении масштабов и повышении качества процессов модернизации экономики Узбекистана следует считать развернутую всеми банками республики работу по предоставлению стратегически важным предприятиям базовых отраслей экономики льготных долгосрочных кредитов за счет целевых ресурсов, выделенных для них Правительством республики на нужды модернизации предприятий, а также собственных и привлеченных финансовых ресурсов, как с внутреннего, так и с внешнего рынка капиталов. В общей структуре источников финансирования важнейших инвестиционных проектов по модернизации производства, предусмотренных постановлением Президента Республики Узбекистан от 12.03.2009 года №ПП-1072 на 2009-2014 годы, кредиты коммерческих банков составляют 662 млн. дол. Важно отметить, что каждый шестой (138 из 852) инвестиционный проект, предусмотренный  программой антикризисных мер, на сумму 19,3 млрд. долл. является проектом инновационного характера.

Именно через банки будет осуществлено финансирование программы реализации важнейших инвестиционных проектов Узбекистана на 2009-2014 годы.

Таблица 3 - Программа реализации важнейших инвестиционных проектов на 2009-2014 годы

Отрасли промышленности

Стоимость проектов (млрд. долл.)

Структура (в % от общей стоимости проектов)

Всего

55,4

100 %

в т.ч.:

 

 

Нефтегазовый сектор

15,3

27,6 %

Нефтегазохимическая промышленность

12,1

21,8 %

Транспорт и инфраструктура

7,5

13,5 %

Энергетика

5,8

10,5 %

Химическая промышленность

5,6

10,1 %

Горнорудная и металлургическая промышленность

4,4

7,9 %

Текстильная промышленность

1,9

3,4 %

Машиностроение

1,4

2,5 %

Промышленность строительных материалов

0,8

1,4 %

Прочие отрасли

0,6

1,1 %

Другим важным направлением проводимой банками Узбекистана работы по поддержке процессов модернизации предприятий реального сектора национальной экономики следует рассматривать их участие в авансировании закупок оборудования с длительными сроками изготовления на основе представленных заемщиками качественных ПТЭО инвестиционных проектов.

Наглядным примером активного участия банковского сектора в реструктуризации предприятий реального сектора экономики республики стало вовлечение крупных коммерческих банков в процесс ликвидации низкорентабельных, экономически несостоятельных предприятий за счет их модернизации и финансового оздоровления. Реализуя на практике задачи  Постановления Президента Узбекистана №ПП-4035, уже в 2009 году 86 крупных предприятий-банкротов взяты коммерческими банками на свой баланс. На 70 экономически несостоятельных предприятиях, переданных на баланс коммерческих банков, полностью восстановлено производство и реализовано перспективным инвесторам, на остальных - ведется работа по их финансовому оздоровлению. Принятые меры позволили освободить экономику Узбекистана от ненужного балласта, погасить кредиторскую задолженность перед бюджетом и по заработной плате на общую сумму 1 трлн. сум., организовать на базе предприятий-банкротов свыше 100 новых видов производств, дополнительно создать свыше 17 тысяч рабочих мест.

Однако, наиболее трудоемким и сложным направлением поддержки процессов модернизации узбекистанских товаропроизводителей является содействие предприятиям  базовых отраслей экономики в привлечении зарубежного капитала на нужды реализации их инвестиционных проектов или программ инновационного обновления.

Конечными целями эффективного участия банков в модернизации  предприятий должно стать техническое и технологическое обновление их основных производственных фондов, освоение качественно новых видов продукции или услуг и обеспечение на этой основе устойчивого финансового развития, обеспечивающего высокий уровень дивидендов  для инвесторов, вложивших в них свои свободные финансовые ресурсы.

Для реализации указанных задач  банкам  необходимо быстрыми темпами осваивать спектр современных инструментов финансового инжиниринга, включая проектное финансирование и синдицированное кредитование, выпуск и размещение акций или корпоративных облигаций, лизинг, факторинг, франчайзинг и т.д. Помимо умения  привлекать широкий арсенал указанных инструментов финансового обеспечения потребностей модернизации, банки должны научиться правильно распределять мобилизованные с их помощью финансовые ресурсы и осуществлять качественный мониторинг за их рациональным использованием.

Взвешенное планирование и стратегический контроль за качеством модернизации различных видов деятельности предприятий должен подкрепляться разработкой и внедрением в практику гибких механизмов мотивации всех участников данного процесса, базирующихся на умелом сочетании мер материального поощрения наиболее отличившихся участников и жестких санкций к нарушителям установленных сроков и стандартов инновационного обновления предприятий.

       В целях дальнейшего повышения финансовой устойчивости банковской системы республики, роста уровня капитализации коммерческих банков, активизации их инвестиционной деятельности и увеличения объемов кредитования, направляемых на реализацию стратегически важных инвестиционных проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производства в республике принято Постановление Президента Узбекистана от 6 апреля 2010 года № ПП-1317 «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости и усилению инвестиционной активности банковской системы.

            Постановлением одобрена Программа мер по дальнейшей капитализации и усилению инвестиционной активности коммерческих банков на 2010-2012 годы, предусматривающая:

повышение уровня капитализации банков за счет увеличения их уставных капиталов, выпуска и размещения акций на фондовых рынках с обеспечением роста совокупного капитала не менее чем на 20 процентов ежегодно;

укрепление ресурсной базы коммерческих банков за счет введения новых видов банкирских услуг, привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на долгосрочные депозиты с увеличением их объемов в 2010 году на 1,6 трлн. сумов и обеспечением дальнейшего ежегодного прироста на уровне не менее чем на 20 процентов;

дальнейшее увеличение доли долгосрочных кредитных вложений в экономику за счет внутренних источников, усиление инвестиционной активности коммерческих банков, направленной на модернизацию, техническое и технологическое обновление производства организацию выпуска конкурентоспособной продукции на современное технологической основе, с выделением в течение 2010 года на эти цели кредитных ресурсов в сумме 3,2 трлн. сумов;

расширение объемов кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства с их ростом в 2010 году не менее чем в 1,4 раза и микрокредитов - в 1,3 раза.

Приняты предложения Центрального банка Республики Узбекистан и коммерческих банков об установлении с 1 января 2011 года минимального размера уставного капитала банков:

для коммерческих банков - до 10 млн. евро в сумовом эквиваленте;

для частных банков - до 5 млн. евро в сумовом эквиваленте.

Предоставлены существенные льготы предприятиям, образованным  коммерческими банками, в том числе с участием других инвесторов, на базе предприятий-банкротов.

Сложный характер и высокий уровень рисков инвестиций, связанных с реализацией программ кардинальной модернизации стратегически важных предприятий республики, потребует от банков кардинального обновления многих сторон их функционирования, включая эмиссионную и инвестиционную деятельность на рынке ценных бумаг, а также освоения секретов антикризисного управления переданных им в управление экономически несостоятельных предприятий.

Целенаправленная работа по расширению масштабов финансового обеспечения процессов модернизации национальной экономики должна стать реальным вкладом банковского сообщества в решение задач обеспечения успешной реализации Антикризисной программы мер на 2009-2012 годы, направленных на минимизацию отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса. Активное участие коммерческих банков в их успешной реализации не только расширяет масштабы инновационного обновления предприятий реального сектора национальной экономики, но и повышает уровень конкурентоспособности самих банков, укрепляя их финансовое положение и повышая имидж среди участников формирующегося финансового рынка Узбекистана.

Реализация выработанных в республике антикризисных мер позволит успешно противостоять мировому финансово-экономическому кризису, предотвратить его негативное влияние на все сферы жизни общества, выйти после его завершения с еще более сильной, устойчивой, сбалансированной экономикой, что создаст необходимые условия для решения задач по дальнейшему повышению уровня жизни и благосостояния народа Узбекистана.

 


[1] Азимов Р.С. Доклад на международной научно-практической конференции «Эффективность антикризисной программы и приоритеты посткризисного развития», состоявшейся 12 апреля 2010 г. в г.Ташкенте. С. 5.

[2] Каримов И.А. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества - наш главный приоритет. - Т.: Узбекистан, 2010. С. 6.

[3] Каримов И.А. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества - наш главный приоритет. - Т.: Узбекистан, 2010. С. 6. С.3.

[4] Азимов Р.С. Доклад на международной научно-практической конференции «Эффективность антикризисной программы и приоритеты посткризисного развития», состоявшейся 12 апреля 2010 г. в г.Ташкенте. С. 23.

[5] Каримов И.А.  Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. - Т.: Узбекистан, 2010. С. 1.

[6] Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. - Т.: Узбекистан, 2010. С. 3.


Как подать заявку


Новости компании

25.06.20

ПАМЯТКА

для лиц, принявших решение о прохождении учебных курсов в Национальном центре подготовки специалистов новых рынков с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

24.03.20
Комитетом по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан совместно с Центром исследований проблем приватизации, развития конкуренции и корпоративного управления Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан 13 марта 2020 года в городе Ташкенте организован и проведён круглый стол на тему: «Саморегулируемые организации в Узбекистане: законодательные основы и перспективы создания».
24.03.20
19 февраля 2020 года Ташкентским государственным юридическим университетом совместно с Ташкентским государственным экономическим университетом организован и проведён круглый стол на тему «Приватизация земельных участков несельскохозяйственного назначения: зарубежный опыт и вопросы его применения в Узбекистане».
24.03.20
17 января 2020 года в Ташкентском государственном техническом университете прошла презентация книги заместителя директора Центра исследований З.А.Ашурова под названием «Корпоратив бошқарувнинг ташкилий-иқтисодий механизми». В презентации приняли участие студенты и магистранты, обучающиеся по специальности «Корпоративное управление», а также преподаватели кафедры «Корпоративное управление» технического вуза.
23.08.19

   С 19 по 23 августа 2019 г. Национальный центр подготовки специалистов новых рынков по просьбе Национальной ассоциацией участников финансовых рынков провел курс повышения квалификации «Оценка ювелирных изделий (драгоценных камней и металлов) в целях залога и кредитования в микрофинансовых организациях» (см. в Фотогалерее раздел «Повышение квалификации сотрудников микрофинансовых организаций»).


Полезная информация

 
 
© 2009-2020 ООО Yangi Bozorlar Bo'yicha Mutahassislar Tayyorlash Markazi
Заказать сайт: разработка сайтов в Узбекистане
Rambler's Top100  
 
На главную Напишите нам Карта сайта