Институциональное развитие рынка ценных бумаг в Узбекистане
Бутиков И.Л. Директор Центра исследований Госкомимущества Республики Узбекистан, канд. экон. наук, доцент
Институциональное развитие рынка ценных бумаг в Узбекистане (Опубликовано в журнале «Экономика и финансы».- Москва. - 2009. - № 4)
В настоящее время в ряде стран СНГ в отношении к ценным бумагам преобладают старые стереотипы, при которых ценные бумаги рассматриваются, всего лишь, как отражение действительного капитала, и, следовательно, развитие рынка ценных бумаг прямо связывается с общим состоянием экономики. Такая недооценка роли рынка ценных бумаг ошибочна и отражается на темпах развития национального хозяйства. Результаты исследований показывают, что на современном этапе социально-экономической трансформации общества, рынок ценных бумаг, при правильной его организации, может стать тем финансовым рычагом, с помощью которого можно в короткие сроки поднять экономику на значительно более высокий уровень.
Создание полноценного, эффективно организованного рынка ценных бумаг - сложная задача, которую в настоящее время решает Узбекистан.
За годы независимости, благодаря проводимому в республике курсу экономических реформ, направленному на разгосударствление, приватизацию, поддержку частного бизнеса, привлечение иностранного капитала, либерализацию всей экономической системы, в Узбекистане сделаны серьезные шаги к созданию цивилизованного рынка ценных бумаг.
По состоянию на 1 января 2009 г. в республике зарегистрировано 1826 акционерных обществ. Количество владельцев ценных бумаг в депозитариях страны на указанную дату достигло 1,2 млн. юридических и физических лиц.
Темпы роста совокупного объема эмиссии акций ежегодно возрастают. Так, на 1 января 2009 года, объем эмиссии акций составил 4,5 трлн. сумов, на 1,2 трлн. сумов (или на 39,6%) превысив соответствующий показатель 2008 г. Объем сделок с акциями по итогам 2008 г. превысил оборот 2007 г. на 300,3 млрд. сумов (или на 73,6%) и составил 705, 7 млрд. сумов.
Помимо рынка акций в Узбекистане получили определенное развитие рынки ГКО, ГСКО, облигаций Центрального банка, корпоративных облигаций, депозитных сертификатов.
В республике функционируют более 300 профессиональных участников фондового рынка, имеющих лицензии регулятивного органа - Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе.
С принятием 22 июля 2008 г. Закона «О рынке ценных бумаг» Узбекистан сделал очередной шаг в направлении выполнения рекомендаций «Группы 30-ти», опередив в этом плане многие страны СНГ: перешел к полной дематериализации акций, создал институт Центрального регистратора на базе Центрального депозитария, упразднив лишние промежуточные звенья в учетной системе фондового рынка страны.
В настоящее время в указанной сфере действуют более 160 актов законодательства.
Созданный нормативный фундамент позволил обеспечить создание субъектов рынка - эмитентов, инвесторов, профессиональных участников, фондовой биржи, их количественное и качественное развитие.
В то же время, семнадцатилетний период становления и функционирования фондового рынка страны в условиях независимости отчетливо выявил проблемы в области формирования его нормативно-правовой базы, к которым можно отнести следующие.
Как и в большинстве стран СНГ, несмотря на значительное количество нормативно-правовых документов, регулирующих осуществление операций на фондовом рынке, в республике ощущается нехватка норм, регулирующих отдельные сферы деятельности на рынке ценных бумаг. Действующее законодательство не всегда носит стимулирующий развитие рынка ценных бумаг характер (например, в части налогообложения операций), не создает надлежащих условий для осуществления сделок по купле-продаже ценных бумаг в отдельных секторах рынка (неорганизованный внебиржевой вторичный рынок акций), не обеспечивает надлежащего разглашения информации (допускает возможность публиковать сведения о финансовом состоянии в любой форме), не способствует интеграции национального фондового рынка в международный рынок капитала. В ряде случаев имеет место весьма расплывчатый характер положений в нормативных актах, наличие в них многочисленных отсылочных норм на законодательство в целом, отсутствие конкретности и четкости. Разрабатываемые проекты нормативных актов перед их утверждением не всегда выносятся на обсуждение участников рынка ценных бумаг и зачастую принимаются без ведома профессионального сообщества.
Наличие этих проблем объясняется характерными особенностями становления законодательства о рынке ценных бумаг в большинстве стран бывшего постсоветского пространства.
Если законодательство, регулирующее правоотношения в этой области в развитых капиталистических странах, формировалось на протяжении нескольких столетий, то в Узбекистане оно было сформировано в течение последнего десятилетия, что в рамках глобального исторического процесса является весьма непродолжительным периодом.
Исследования показали, что на формирование законодательства о рынке ценных бумаг, например, такой страны как США, серьезное влияние оказали массовые инциденты, манипуляции и мошенничество, а само государственное регулирование фондового рынка формировалось как реакция конгресса США на факты злоупотреблений со стороны участников фондового рынка. В Узбекистане эти процессы развивались планомерно по инициативе правительства, заинтересованных участников рыночных отношений с учетом опыта других стран, использованием рекомендаций последних, но при наличии собственной модели организации такого регулирования.
Одной из проблем упомянутого процесса в Узбекистане является то, что к развивающемуся рынку ценных бумаг, который находится в настоящее время в стадии становления, зачастую механически «примеряются» и применяются законодательные нормы и правила, характерные для мощных и хорошо отработанных экономических систем (таких стран, как США, Германия и др.), имеющих развитые финансовые и кредитные механизмы, институты рыночной инфраструктуры и т.д. Такое автоматическое проецирование законодательства развитых стран без учета уровня финансового состояния всех участников рынка ценных бумаг, возможностей кредитно-финансовой системы и информационного обеспечения и других условий, делает многие нормы законодательства неработающими и бесполезными, а в некоторых случаях, как уже упоминалось, и препятствующими нормальному развитию рыночных отношений в указанной области. На наш взгляд, развивающимся странам целесообразнее при разработке своих законодательных актов в рассматриваемой сфере больше ориентироваться на имеющийся собственный эмпирический опыт, а также системы регулирования фондового рынка в странах, более близким им по историческим, экономическим, географическим и другим условиям формирования и развития, имеющим позитивные достижения в области фондового рынка или его отдельных сегментов.
Мировой финансовый кризис не затронул Узбекистан в той степени, в какой он затронул Россию, Украину, Казахстан, не говоря уже о США и странах Западной Европы. Причинами тому являются положительная динамика макроэкономических показателей, ориентация на собственные ресурсы, а также низкая степень интегрированности узбекистанского фондового рынка в зарубежные рынки капитала. Главным направлением успешного противостояния влиянию негативных факторов, привнесенных из-за рубежа, (недопоставка комплектующих, снижение объемов закупок по экспорту, сокращение иностранных инвестиций, негативные миграционные процессы и т.д.) в республике считают повышение конкурентоспособности отраслей национальной экономики, модернизации промышленного производства.
Уроки нынешнего мирового финансового кризиса со всей очевидностью позволяют сделать вывод о том, одним из основных способов борьбы с подобного рода явлениями должен стать постоянный мониторинг за ситуацией практически на всех сегментах рынка и заблаговременное принятие профилактических мер упреждающего характера, способных ослабить влияние негативных факторов и не допустить столь значительных финансовых потерь.
В Узбекистане, согласно правительственным решениям еще с прошлого года осуществляется разработка проектов законов «Об ипотечных ценных бумагах», и «О секьюритизации». Принятие указанных документов с учетом уроков нынешнего кризиса позволит избежать ошибок, которые совершили развитые страны, в частности, при создании систем рынка ипотечных ценных бумаг.
Большое значение для динамичного институционального развития рынков ценных бумаг развивающихся стран имеет определение принципов формирования нормативно-правовой базы. Применительно к Узбекистану в качестве таковых можно выделить:
1) развитие нормативной правовой базы рынка ценных бумаг как части проводимой в стране правовой реформы и учет при ее формировании особенностей состояния экономики;
2) отказ при разработке национального законодательства от механистического копирования норм и положений, аналогичных нормативно-правовых актов развитых зарубежных стран;
3) обеспечение инвесторов и владельцев ценных бумаг полной и достоверной информацией об эмитентах, создание разнообразных форм и механизмов компенсаций, систем страхования на рынке ценных бумаг в целях снижения риска при осуществлении инвестиций в ценные бумаги;
4) создание равных условий и обеспечение конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг;
К основным направлениям развития нормативной правовой базы рынка ценных бумаг в республике можно отнести:
1) стимулирование с помощью законодательства поступательного развития рынка ценных бумаг;
2) развитие и закрепление в законодательных и иных нормативных правовых актах принципа функционального регулирования и четкого распределения обязанностей между органами государственного регулирования;
3) стимулирование концентрации торговли ценными бумагами на организованных рынках, создание условий для осуществления сделок по купле-продаже ценных бумаг на неорганизованных внебиржевых рынках;
4) создание заинтересованности у эмитентов в котировке их ценных бумаг на фондовых биржах, механизма маркет-мейкинга, обеспечивающего исключение резких колебаний цен, приводящих к значительным потерям владельцев ценных бумаг.
5) постепенное повышение степени интеграции национального рынка ценных бумаг в зарубежные рынки капитала.
Учитывая, что бессистемная, «случайная» подготовка нормативно-правовых документов в области рынка ценных бумаг существенно замедляет его развитие, приводит к взаимным противоречиям норм и положений отдельных правовых актов, может вызвать нежелательную гипертрофированность его сегментов, принципы и направления развития нормативно-правовой базы рынка ценных бумаг целесообразно отражать в национальных концепциях развития фондового рынка и в последующем закреплять в документах программного характера.
|