+ 99 871 245-80-45, +99 871 245-57-58
 
 

Национальный центр
подготовки специалистов
новых рынков

Мировой экономический кризис - как следствие недостаточно эффективного государственного регулирования финансовых рынков

   Бутиков И.Л.
Директор Центра исследований
Госкомимущества Республики Узбекистан

Мировой экономический кризис - как следствие недостаточно эффективного государственного регулирования финансовых рынков
(Опубликовано в журнале «Рынок, деньги и кредит» - Ташкент 2009. - № 4.)

            Самая актуальная проблема сегодняшнего дня - это
разразившийся в 2008 году мировой  финансовый
кризис, его воздействие и негативные последствия,
поиск путей выхода из складывающейся ситуации.

Каримов И.А.  Мировой финансово-экономический
кризис,  пути и меры по его преодолению  в условиях
Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 2009. - С.4.

    На фондовых рынках всего мира - уже около двух лет акции падают в цене. Это связано с финансовым кризисом в США, который начался еще в 2006 году. Главной его причиной стал рост не возвратов жилищных кредитов неблагонадежными заемщиками. Кризис стал заметен и начал приобретать международные масштабы весной 2007 года, когда New Century Financial Corporation, крупнейшая ипотечная компания США, занимающаяся кредитованием ненадежных заемщиков, ушла с Нью-Йоркской фондовой биржи. Проблемы начались и на рынках финансовых инструментов, обеспеченных ипотекой. Облигации, обеспеченные ипотекой стали быстро обесцениваться. Банки и инвестиционные фонды начали списывать со своих балансов бумаги, которые еще недавно казались сверхнадежными. На международных рынках возник кризис ликвидности. Летом 2007 года кризис затронул инвестиционные фонды крупнейших финансовых компаний, и инвестиционных банков, вложивших средства в ипотечные облигации: Goldman Sachs, BNP Paribas,  Morgan Stanley, Merrill Lynch, Lehman Brothers и Bear Stearns - их акции упали в рейтинге ниже возможного уровня.

Суть кризиса ипотеки в США заключается в том, что во время быстрого роста цен на недвижимость люди охотно брали ипотечные кредиты, так как любые проценты можно было выгодно окупить, перепродав через год выросший в цене дом: цены на жилье ежегодно росли на 15-20%. Но, по данным экспертов, около 1,5 миллионов американцев находятся сейчас в стадии личного банкротства, отказываясь платить по кредитам. Как следствие, рост цен на недвижимость остановился, поскольку банки все чаще переставали выдавать деньги - так как им самим не платили. В свою очередь инвестиционные банки все чаще требовали с ипотечных агентств, у которых они покупали проблемные кредиты, вернуть им обратно деньги. «Ипотечная лихорадка» - период, когда люди стремятся вкладывать любые деньги в недвижимость, - наблюдался во многих странах мира, и соответственно, американский сценарий уже повторился в европейских и азиатских странах, и, в частности, в России.

Большинство российских экономистов до недавнего времени полагали, что в России подобных проблем быть не может. Еще слишком мало россиян воспользовались ипотекой и процент не возврата по ипотечным кредитам очень низкий. Если в США, до последнего времени, ипотечный кредит даже без первоначального взноса получить было достаточно легко, то в России банки оценивали кредитоспособность заемщика со всей тщательностью. Кроме того, в России нет такого гибкого механизма ипотечных облигаций, который в Америке использовался для рефинансирования на ипотечном рынке [1].

 Но, тем не менее, мы являемся свидетелями настоящего обвала рынка ценных бумаг с сентября 2008 г. по март 2009 г. на двух крупнейших торговых биржевых площадках России - Фондовой биржи ММВБ и РТС. Приостанавливают свою работу крупнейшие предприятия страны. Для указанного периода характерны пикирующие индексы цен, разваливающая отрасль коллективных инвестиций, отмененные в массовом порядке  IPO , многочисленные дефолты по облигациям, частые  остановки торгов, не спасающие от колоссальных потерь держателей ценных бумаг, в том числе от маржин-коллов...

Кризис, из финансового, перерос в - экономический, из локального  - в общемировой.

Исследования показывают, что нельзя выделить какую-то одну конкретную причину нынешнего экономического кризиса, например, тот же недостаточно отрегулированный механизм выдачи ипотечных кредитов. В его основе лежит комплекс накопившихся проблем, как объективного, так и субъективного характера,  требовавших незамедлительного разрешения (каждая на своем уровне), но которые, по различным причинам, так и не были своевременно определены и разрешены. Помимо проблем в секторе subprime, это  и  недостаточно жесткий надзор за фондовым рынком со стороны регулятивных органов, и неэффективная денежно-кредитная политика Федеральной Резервной Системы, и ослабление государственного регулирования банковского сектора, и снижение в последние годы  роли риск-менеджмента в банках и корпорациях,  и  неэффективная работа рейтинговых и аудиторских компаний, и отсутствие единого мирового центра, преследующего цель обеспечения мировой финансовой стабильности (ФРС работает прежде всего на решение национальных проблем).

Однако, очевидно, что и общеэкономический кризис 1929-1933 годов («великая депрессия») и нынешний глобальный мировой экономический кризис порождены, в большей степени, проблемами на финансовых рынках, явились следствием недостаточно эффективного государственного их регулирования, ослаблением роли государства в системе финансово-экономических отношений общества.

Каким образом последствия мирового финансово-экономического кризиса могут отразиться на экономике Узбекистана?

Учитывая, слабую интеграцию отечественных рынков ценных бумаг и недвижимости в международный финансовый рынок, можно с большой степенью уверенности сказать, что глобальные экономические потрясения через эти рынки в Узбекистан не перекинутся. Коммерческие банки Узбекистана не имеют той огромной задолженности по кредитам перед иностранными банками как, например, банки России. Экономика республики до последнего времени развивалась относительно стабильно. В 2008 г. ВВП вырос и составил 109 %, темпы роста в промышленности составили 112,7 %, в том числе в производстве потребительских товаров - 117,7 %, сфера услуг  выросла на 21,3 %. Экспорт вырос на 28,7 %, государственный бюджет перевыполнен, вместо предусмотренного дефицита получен профицит в размере 1,5 процента к ВВП[2].

Это еще раз подтверждает вывод о том, что, внутренних причин возникновения экономического кризиса в Узбекистане нет. Но это вовсе не означает, что разразившийся во всемирном масштабе кризис не затронет экономики республики.

Нельзя забывать, что Узбекистан связан с другими странами, которые поразил экономический кризис, товарными рынками, рынками рабочей силы, рынками услуг  и т.д.

Безусловно, во время кризиса, в условиях отсутствия платежных средств, некоторые зарубежные партнеры не имеют возможности своевременно осуществлять оплату экспортных товаров поставщикам в Узбекистане.

Поскольку в период кризиса, как правило, наблюдается денежный голод, отсутствие «лишних» (временно свободных) денег, может в определенной степени повлиять на  приток иностранных инвестиций в Узбекистан, что, безусловно, должно замедлить процессы приватизации и негативно отразиться на формирующуюся за счет приватизации часть первичного рынка акций.

В условиях рецессии и нестабильной работы товаропроизводителей в странах, охваченных кризисом, увеличивается риск возникновения перебоев с поставкой в Узбекистан товаров (комплектующих, запасных частей, деталей, компонентов и т.п.) зарубежными поставщиками.

Следует также иметь в виду, что в кризисной ситуации предприятия не могут выплачивать в прежних размерах вознаграждения рабочим и служащим, более того, как правило, значительное количество персонала в этот период сокращается. В связи с тем, что определенная часть населения республики работает по контрактам в зарубежных странах, возникает проблема его возвращения в страну, а, следовательно, прекращения денежных переводов из-за рубежа, и избыток рабочей силы, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Следует отметить также, что системы рынков ценных бумаг, недвижимости и товаров в республике еще далеки от совершенства. Законодательство, к сожалению, не обеспечивает соответствующих защитных, антикризисных механизмов участников рынка, не всегда является четким и ясным, а в ряде случаев и неполным, имея «белые пятна» в части регулирования отдельных элементов и секторов рассматриваемых рынков.

         В этих условиях уникальным руководством противостояния негативному влиянию мирового экономического кризиса на нашу страну  является книга Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана», в которой, по мнению, видных представителей общественно-политических, научных и экспертно-аналитических кругов нашего государства и зарубежных стран, изложена конкретная концепция преодоления кризиса.

Антикризисная программа Узбекистана предусматривает модернизацию системы производства, поддержку предприятий-экспортеров, содействие малым и средним предприятиям посредством выделения кредитов и предоставления льгот, повышение конкурентоспособности предприятий за счет введения жесткого режима экономии,  реализацию мер по модернизации электроэнергетики, поддержку отечественных производителей путем стимулирования спроса на внутреннем рынке и т.д. При этом, в ней особый упор делается на применение инноваций и современных технологий в производственных процессах. Программа включает в себя строительство новой инфраструктуры на селе и совершенствование сельскохозяйственного производства, что внесет существенный вклад в формирование ВВП и обеспечение занятости основной части населения страны.

Реализация выработанных под руководством Президента Республики Узбекистан антикризисных мер позволит не только противостоять мировому финансово-экономическому кризису, но и предотвратить его негативное влияние на экономику, выйти после его завершения с еще более сильной, устойчивой, сбалансированной экономикой, что создаст необходимые условия для решения задач по дальнейшему повышению уровня жизни и благосостояния народа Узбекистана.

В  свете задач, поставленных Президентом страны по преодолению влияния последствий финансово-экономического кризиса  в Узбекистане, актуальным в области совершенствования финансового рынка и его важнейшей составляющей - рынка ценных бумаг, является: дальнейшее  формирование законодательства о рынке ценных бумаг и его совершенствование, переход на максимальный режим экономии финансовых ресурсов,  повышение эффективности функционирования финансовой инфраструктуры, снижение различного рода рисков, рост конкурентоспособности отечественного фондового рынка, обеспечение его прозрачности, повышение финансовой грамотности населения.

Созданный нормативный фундамент в финансовой сфере позволил обеспечить становление субъектов рынка - эмитентов, инвесторов, профессиональных участников, фондовой биржи, их количественное и качественное развитие. В то же время, семнадцатилетний период функционирования отечественного фондового рынка отчетливо выявил проблемы в области формирования его нормативно-правовой базы. Для их последовательного и успешного решения целесообразно принять концепцию  государственного регулирования рынка ценных бумаг Узбекистана, где должны найти отражение принципы государственной политики на рынке ценных бумаг, макроэкономические задачи применительно к фондовому рынку, ответственность государственных органов за состояние различных сегментов рынка, цели государственной политики на отечественном фондовом рынке, принципы формирования нормативно-правовой базы в этой сфере и т.п.

В частности, в концепции обязательно должны быть отражены такие принципы государственной политики, как принцип дифференцированного подхода при использовании зарубежного опыта регулирования рынка ценных бумаг, рекомендаций международных организаций, избирательного проецирования соответствующих нормативно-правовых актов развитых стран на национальный рынок; принцип учета национального менталитета, степени развития и финансовых возможностей отечественных участников рынка ценных бумаг и особенностей переходного периода при разработке экономических нормативов регулирования рынка ценных бумаг; принцип стимулирования развития рынка ценных бумаг путем принятия условий и норм законодательства, создающих заинтересованность у эмитентов, инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в осуществлении операций с ценными бумагами. В ближайшей и долгосрочной перспективе важно максимально широко использовать налоговые методы стимулирования развития национального рынка ценных бумаг. Налоговая политика должна строиться на основе таких принципов, как унификация ставок налогов и принципов налогообложения в отношении профессиональных участников рынка, дифференцированный подход к налогообложению операций с ценными бумагами по признаку их  разграничения на спекулятивные и инвестиционные, недопущение превышения уровня налоговых ставок в сфере индустрии рынка ценных бумаг по отношению к общему уровню налогового бремени.

В условиях кризиса отечественным корпорациям целесообразно в корне изменить подходы к выплате дивидендов и направлять подавляющую часть прибыли на развитие, поскольку направление значительной ее части на дивиденды замедляет темпы экономического развития хозяйствующих субъектов и экономики в целом. В этой связи государству на данном этапе целесообразно  проводить в жизнь достаточно жесткую политику дивидендной рестрикции.

Исследование эффективности результатов моделирования регулирования зарубежных фондовых рынков показывают, что нашей стране также целесообразно ориентироваться на развитие модели регулирования рынка ценных бумаг, предполагающей преобладающее участие в таком регулировании преимущественно государственных органов и передачу лишь небольшой части полномочий по такому регулированию саморегулируемым организациям.

На повестку дня  также встал вопрос создания целого направления в работе отечественных предприятий - риск-менеджмента, который у нас в Узбекистане пока не освоен.

Раскрываемая в настоящее время эмитентами информация о финансово-хозяйственном положении по форме и срокам неактуальна, и не может повлиять на принятие инвесторами решения о приобретении ценных бумаг, что является одним из главных препятствий на пути развития отечественного фондового рынка. Для обеспечения эффективного раскрытия информации,  необходимо кардинально изменить подходы к организации информирования инвесторов, создав систему, действующую по принципу: «не инвестор ищет информацию, а информация находит инвестора», принять стандарт раскрываемой информации, включающей показатели отчетности в количестве, позволяющем осуществлять элементарный анализ финансового состояния эмитента, обеспечить ежеквартальную оперативность раскрытия информации, и доступность на сайтах  уполномоченных регулятивным органом информационных агентств.

Исследования проведенные нами показали, что одной из причин сдерживающих развитие фондового рынка является отсутствие элементарных знаний о рынке ценных бумаг у населения республики. Отсутствие финансовой грамотности в период кризиса может привести к паническим настроениям некоторой части населения, оттоку денежной наличности из банковской системы. Для решения этой проблемы необходимо разработать комплексную программу повышения финансовых знаний населения,  принятие которой позволит в условиях кризиса не только обеспечить стабильную работу кредитных учреждений, но и привлечь дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.

Все эти меры должны обеспечить условия для создания благоприятного инвестиционного климата,  являющихся главным фактором ускорения в стране структурных преобразований.


       [1] А. Потемкин. Как сохранить достигнутые темпы развития финансового рынка России // Депозитариум. № 7. 2008г. - С.8-9.

        [2] Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Ташкент: Узбекистан, 2009 - С. 13-14.


Как подать заявку


Новости компании

01.02.22

Дорогие друзья !  В конце декабря 2021 ода НОУ Национальный центр подготовки специалистов новых рынков первым в республике успешно прошел аттестацию и получил аккредитацию Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан по следующим 9-ти  учебным курсам образовательной деятельности:

25.06.20

ПАМЯТКА

   для лиц, принявших решение о прохождении учебных курсов в Национальном центре подготовки специалистов новых рынков с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

24.03.20
Комитетом по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан совместно с Центром исследований проблем приватизации, развития конкуренции и корпоративного управления Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан 13 марта 2020 года в городе Ташкенте организован и проведён круглый стол на тему: «Саморегулируемые организации в Узбекистане: законодательные основы и перспективы создания».
24.03.20
19 февраля 2020 года Ташкентским государственным юридическим университетом совместно с Ташкентским государственным экономическим университетом организован и проведён круглый стол на тему «Приватизация земельных участков несельскохозяйственного назначения: зарубежный опыт и вопросы его применения в Узбекистане».
24.03.20
17 января 2020 года в Ташкентском государственном техническом университете прошла презентация книги заместителя директора Центра исследований З.А.Ашурова под названием «Корпоратив бошқарувнинг ташкилий-иқтисодий механизми». В презентации приняли участие студенты и магистранты, обучающиеся по специальности «Корпоративное управление», а также преподаватели кафедры «Корпоративное управление» технического вуза.

Полезная информация

 
 
© 2009-2025 ООО Yangi Bozorlar Bo'yicha Mutahassislar Tayyorlash Markazi
powered by Создание сайтов в megagroup.uz
Rambler's Top100  
 
На главную Напишите нам Карта сайта